Александр Засс — легендарный Железный Самсон

Упражнения Засса – это комплекс статических (изометрических) и динамических упражнений, разработанные в начале 20 века знаменитым цирковым артистом Александром Зассом известным также под сценическим псевдонимом — Железный Самсон.

Упражнения Засса представляют собой комплекс для развития силы за счет укрепления связок и сухожилий.

Александр Засс доказал, что большие мышцы – вовсе не являются показателем физической силы. Основа же реальной силы заключается в укреплении и развитии силы и сопротивления сухожилий.

Позднее, в 60-х годах 20 века на основе комплекса Александра Засса были созданы многочисленные статические или изометрические упражнения, которые завоевали популярность во всем мире и вошли в программы тренировок, как профессиональных спортсменов, так и любителей.

Однако, в отличие от системы Засса, которая представляла собой гармоничный комплекс, такие статические упражнения являются менее эффективными, так как нередко направлены на проработку отдельных частей тела, оставляя без внимания другие. А, так как в организме человека все взаимосвязано, оставляя что-либо без внимания, эффективность упражнений направленных на что-то одно — существенно снижается.

Комплекс упражнений Засса направлен на проработку всего тела и в этом его неоспоримое преимущество перед любыми разрозненными статическими упражнениями, созданными впоследствии.

Упражнения Засса – не требуют специального пространства или оборудования для тренировок. Все, что нужно – немного свободного места и времени.

Правила выполнения упражнений Засса

При выполнении упражнений рекомендуется придерживаться следующих правил:

  • Дыхание на протяжении всех упражнений должно быть спокойным;
  • При выполнении упражнений создается так называемая плотная волна силы, которая должна овладеть всем телом, при этом все тело нужно вжимать в усилие, что позволит укрепить связь между сухожилиями, мышцами и суставами;
  • Следует стараться добиться хорошей силовой волны, при этом вход и выход в упражнение должен осуществляться плавно без разрывов;
  • Важным элементом успешного выполнения упражнений является позитивный настрой перед тренировкой;
  • Принципиальной основой при выполнении упражнений является сочетание напряжения и расслабления, что позволяет почувствовать энергию силы;
  • Рекомендуемыми интервалами между упражнениями является 30-60 секунд. Однако если требуется более мощное усилие, то можно увеличить интервалы до нескольких минут;
  • Любой дискомфорт, а тем более учащенное сердцебиение, трудности с дыханием и прочее – являются поводом немедленно прекратить тренировки и не возобновлять до момента полного успокоения;
  • В начале тренировок не следует прилагать максимальное усилие;
  • В начале тренировок напряжение следует держать не более 5- 8 секунд и лишь по прошествии определенного времени можно увеличивать длительность напряжения;
  • Количество упражнений выполняемых ежедневно должно составлять от 5 до 8 упражнений, в каждом упражнении рекомендуется последовательно делать 3 подхода, сначала в 60% напряжения, потом в 90, и 75%;
  • Полная тренировка не должна проводиться больше 2 раз в неделю и занимать более часа.

Преимущества и недостатки

Преимущества:

  • Кратчайший путь к развитию силы
  • Упражнения можно выполнять ежедневно, 7 раз в неделю
  • Отсутствует специальное оборудование, если и есть, то цена на него относительно низка
  • Минимальные временные затраты, перерывы между подходами длятся менее 10 секунд
  • Можно заниматься в любом месте, нет необходимости переодеваться

Читать далее: Лучшие упражнения для проработки трапеций
Недостатки:

  • Незначительное увеличение мышечной массы
  • Развитие мышц только в одном положении
  • Не может составлять полную тренировку, необходимо сочетать с общефизическим развитием
  • Развитие силы можно измерить только специальным оборудование

Тест правильного выполнения упражнений

Раз в неделю можно проводить небольшой тест, который будет являться показателем прогресса силы и ее качества:

Держа руки опущенными внизу — попытайтесь растянуть полотенце, прилагая 95% усилий. После окончания — прислушайтесь к ощущениям своих рук, если с мышцами все в порядке, то можно поднять руки сначала в стороны, потом вверх.

Прекрасным результатом и свидетельством прогресса будет являться возможность растягивать полотенце в течение более чем 90 секунд.

Невозможность выполнить тест в течение 60 секунд – свидетельствует о перенапряжении при выполнении основных упражнений, и говорит о необходимости снизить нагрузку.

Оригинальный комплекс упражнений Засса предполагает использование цепей. Однако цепи можно заменить любой прочной тканью. Ниже приведены два комплекса изометрических (статических) и один комплекс динамических упражнений Александра Засса

Правила тренировки

На первый взгляд система упражнений Засса кажется простой, но, для того чтобы она принесла реальную пользу, придется потрудиться.

Занимаясь тренировкой по данной программе, стоит придерживаться таких правил:

  1. Объектом работы выступает все тело, а не отдельные мышцы. Нужно научиться чувствовать его.
  2. Начинать упражнение всегда стоит на вдохе.
  3. Волна силы должна быть гибкой, с гладким естественным входом. Все устремления и стресс нужно постараться выбросить из головы. Делать акцент на разрыве цепи не стоит. Нужно сосредоточиться на совершенствовании своего тела. Если все делать правильно, то однажды цепь порвется.
  4. Дышать нужно размеренно и спокойно. Если дыхание становится более частым и глубоким, значит сердце начинает суетиться. В таком случае волна силы ломается, и упражнение теряет смысл.
  5. Если волна силы не активирует все тело, то укрепить связь между мышцами, сухожилиями и костями не получится.
  6. Перед тренировкой всегда нужно разминать и растягивать мышцы, используя как статическую, так и динамическую растяжку. В таком случае вам удастся избежать травм мышц и суставов.
  7. В начале упражнения нужно прилагать к снаряду нулевую силу, постепенно наращивая ее.
  8. Торопиться не стоит, максимальное усилие должно достигаться естественным путем. Для начала будет достаточно делать подходы по 5 секунд. По мере привыкания организма к таким нагрузкам время стоит увеличивать.
  9. В течение всего тренировочного процесса стоит в буквальном смысле учиться чувствовать поток энергии и силы в своем теле. Только так можно получить истинный контроль над своими мышцами.
  10. С первой тренировки нужно стараться выполнять упражнения правильно. Дело в том, что избавиться от неправильных привычек в статических тренировках гораздо сложнее, чем в динамических.
  11. Важно следить за тем, чтобы позиции тела, занимаемые для выполнения тех или иных упражнений, были максимально натуральными. Если сустав норовит «выкрутиться», значит положение занято неправильно.
  12. По мере развития своих способностей нужно научиться правильно использовать мышечный дисбаланс. Центральная нервная система должна всегда подбирать нужный мускул.
  13. В случае если во время выполнения упражнений в мышцах или суставах возникнут болевые ощущения, нужно немедленно остановиться и, отдохнув больше, чем всегда, попробовать повторить движение, но с меньшим давлением. Если боль не проходит, нужно воздержаться несколько дней от тренировок. В случае если даже после перерыва боль появляется вновь, нужно обратиться к врачу.
  14. Приступая к тренировкам, стоит подготовить себя морально. Выполняя то или иное движение, нужно представлять, что оно может быть непрерывным. В физическом мире цепи и стены представляют собой препятствие, а в сознании они не прочнее воздуха. Исповедуя подобный принцип, в айкидо, нанося удар, человек представляет, что его рука проходит сквозь противника. Благодаря этому удар получается в разы сильнее.
  15. Мышцам и сухожилиям нужно давать достаточно времени на отдых. Каких-либо рекомендаций по продолжительности перерыва не существует – здесь все индивидуально.
  16. Раз в неделю нужно делать контрольную тренировку для проверки тонусной активности сухожилий. Для этого нужно взять цепь в опущенные к поясу руки и на протяжении 8-9 секунд тянуть ее в стороны. После этого стоит опустить снаряд и расслабиться. Руки при этом будут норовить приподняться в ту сторону, в которую вы оказывали давление при растяжении цепи. Чем сильнее этот процесс, тем выше тонусная активность.

Изометрические упражнения:

Первый комплекс изометрических упражнений

Упражнение 1 Возьмите концы цепи в руки. Согните правую руку и растяните ею цепь, в прямой левой руке держите другой конец. Затем поменяйте руки и повторите упражнение.

Упражнение 2 Руки в исходном положении держатся на ширине плеч или чуть шире плеч. Растяните цепь, но при этом напрягайте не только мышцы рук, а еще и мышцы груди и широчайшие мышцы спины.

Упражнение 3 Вытяните согнутые руки перед грудью и растягивайте цепь. В данном упражнении работают мышцы рук и груди.

Упражнение 4 Цепь растягивается за спиной. Первостепенное воздействие оказывается на трицепсы.

Упражнение 5 Как и в предыдущем упражнении, растяните цепь за спиной. Но на этот раз, помимо трицепсов, напрягайте мышцы живота и груди.

Упражнение 6 Перед началом упражнения нужно выдохнуть. После выдоха обмотайте свою грудь цепью и закрепите ее. Затем сделайте глубокий вдох, напрягите грудные мышцы и широчайшие мышцы спины, и растяните цепь.

Упражнение 7 Здесь нам понадобятся две цепи. Нужно прикрепить кожаные петли к одному концу каждой цепи, и в эти петли продеть ступни ног. Цепь растягивается, при этом напрягаются трапециевидные мышцы и мышцы рук.

Упражнение 8 При растягивании цепи меняйте руки в исходном положении. Напрягаются трицепсы и дельтовидные мышцы.

Упражнение 9 Как и в предыдущем упражнении, меняйте исходное положение. Кроме рук меняйте и положение ног.

Упражнение 10 При растягивании цепи используйте сначала правое бедро, затем левое бедро.

Упражнение 11 На сей раз, меняйте положение рук, ног и туловища при растягивании. Надо сделать 2 наклона, к левой и правой ноге.

Упражнение 12 Цепь растягивается в упоре лежа на полу, напрягаются мышцы плечевого пояса и трицепсы. Тело должно находиться в постоянном напряжении.

Упражнение 13 Теперь необходимо растягивать цепь в стойке на руках, используя мышцы рук, спины и шеи. При поиске баланса в стойке, постарайтесь всю нагрузку перенести на пальцы.

Упражнение 14 Для выполнения этого упражнения понадобится использование двух петель. При растягивании цепи должны напрягаться шейные мышцы и спинные мышцы.

Упражнение 15 Когда вы выполняете упражнение, развивающее мышцы рук и четырехглавые бедра, меняйте положение рук и ног.

Упражнение 16 Как и в упражнении 14, здесь понадобятся две петли. Основное воздействие оказывается на мышцы задней поверхности бедра, их и надо напрягать во время растягивания цепи. Можно немного разнообразить упражнение, и отвести ногу в сторону при растягивании. Поменяйте исходное положение ног и повторите упражнение.

Второй комплекс изометрических упражнений

Упражнение 1 Возьмите цепь в руки, согните их и вытяните перед грудью, локти должны находиться примерно на уровне плеч. Приложите усилие и попытайтесь растянуть цепь.

Упражнение 2 Занесите согнутые руки за голову. Во время растягивания цепи меняйте ее рабочий отрезок.

Упражнение 3 В этом упражнении нам понадобятся две цепи, к их концам прикрепляются ручки. Проденьте ступни рук в одни ручки, другие возьмите в руки, согните их и поднимите к плечам. Растягивайте цепи строго вверх. Далее расположите ручки на уровне головы, а затем выше головы.

Упражнение 4 И вновь буду использоваться две ручки. В одну проденьте ступню правой ноги, другую возьмите в правую руку и поднимите вверх. Допускается небольшое сгибание руки в локте. При выпрямлении руки цепь должны растягиваться вверх. Потом нужно повторить упражнений с левой рукой.

Упражнение 5 На вдохе обмотайте свою грудь цепью и закрепите ее. Затем сделайте еще один глубокий вдох и попытайтесь разорвать цепь, для этого надо напрячь мышцы груди и широчайшие мышцы спины.

Упражнение 6 В исходном положении поставьте ноги шире плеч. В прямую левую руку возьмите одну ручку и держите ее у левого колена, другую ручка находится в согнутой правой руке у пояса. В этом положении растягивается цепь, затем руки меняются.

Упражнение 7 Один конец цепи возьмите в руки, а другой надо закрепить. Если у вас в стене есть крюк на уровне пояса, то закрепите конец за него. Ноги поставьте шире плеч и потяните за цепь. Постарайтесь вырвать ее из крюка.

Упражнение 8 Теперь один конец нужно закрепить за крюк в полу, а к другому концу прикрепить ручку. Затем надо взяться обеими руками за эту ручку на уровне колен, и попытаться оторвать крюк от пола. При этом напрягаются мышцы спины, рук и ног. Потом можно повторить упражнение, взявшись руками за ручку на уровне пояса или за спиной.

Краткий пересказ

Прочитал книгу «Тайна Железного Самсона» на одном дыхании, вот краткий рассказ:

В книге рассказывается вся биография прославленного русского силача Александра Засса, он же Железный Самсон. Однажды в детстве попав в цирк, Засс решил связать с ним свою судьбу. Ему особенно понравилось выступление силовики Ивана Пуда и Александр с малых лет начинает развивать в себе силу. Тренироваться было нечем и он начинает поднимать камни, гнуть ветви деревьев и пытается оторвать неподъемную бочку. Именно подъемы, а точнее их попытки и стали основой для разработки системы изометрических упражнений.

Со временем тренировки молодого атлета начинают приносить плоды, делая его все сильней. Засс добивается немалых результатов и признания родными и окружающими своей силы. В итоге поехав учится в Оренбург Александр Засс вместо обучения в депо выбирает работу в цирке. Изначально его взяли чернорабочим, он убирал клетки животных и другую грязную работу. Однажды ему удается перейти в артисты цирка, Засс выступал с борцами и готовил различные силовые номера. В то время в цирках было принято после выступления борцов и силовиков бросать вызов зрителям с предлогом кого-либо побороть или сделать какое-нибудь силовое упражнение, например согнуть железный прут. Александр Засс всегда имел довольно скромные размеры, его рост составлял 167 см, а вес максимум достигал 80 кг, поэтому желающих с ним побороться всегда находилось много. Никто и подумать не мог, что этот небольшой атлет имеет невообразимую силу.

Дальше была смена нескольких цирков, война, плен, побег, опять цирк, снова плен и побег. После всех этих побегов Засс вынужден был подписать контракт из-за которого ему пришлось всю жизнь проработать в цирке и больше не повидать родины.

Это был величайший силач, кстати его кумиром с детства стал не менее выдающийся атлет Евгений Сандов.

Полную биографию Александра Засса можете прочитать в книге Тайна Железного Самсона, ссылка выше.

Всем советую к прочтению эту книгу. В конце книги, после биографии Александра Засса находится комплекс изометрических упражнений с цепями, которые использовал спортсмен в своих тренировках для укрепления сухожилий и связок. А также упражнения с мешком они помогли Зассу набрать мышечную массу.

Динамические упражнения Александра Засса

Упражнение 1 Исходное положение — ноги на ширине плеч, мешок (отягощение) на полу около носков. Наклониться, несколько согнув ноги, взять мешок руками и в один темп поднять на грудь. Сделав паузу, выжать на прямые руки Четко зафиксировав, опустить на грудь и на пол. Повторяется 10–15 раз.

Упражнение 2 Исходное положение — стоя, пятки вместе, носки врозь, мешок в руках на груди. Медленно присесть на носках с одновременным выжиманием мешка вверх на прямые руки. После отчетливой фиксации опустить мешок на грудь с одновременным выпрямлением ног. Следить за синхронным движением рук и ног, Повторить 10–15 раз.

Упражнение 3 Исходное положение — стоя, ноги на ширине плеч, мешок на ладони одной руки, у плеча. Выжать мешок на прямую руку, повернуть его дважды влево и вправо, используя запястье как ось вращения. Возвратиться в исходное положение. Повторять упражнение до усталости работающих групп мышц. Затем упражнение выполняют другой рукой. Через некоторое время в это упражнение вносят изменение (главным образом для развития пальцев). После поднятия отягощения на прямую руку, начните двигать по отдельности каждым пальцем, как будто вы пытаетесь поднять мешок еще выше. Выполнять до усталости работающих групп мышц.

Упражнение 4 Исходное положение — стоя, ноги несколько шире плеч. Мешок на ладони согнутой руки у плеча, локоть отведен в сторону. За счет толчка руки и ног перебросить мешок с одной руки на другую так, чтобы мешок в полете описал полукруг. Затем упражнение выполняется в обратном порядке. Постепенно повышать траекторию полета мешка. Повторяется 10–15 раз.

Упражнение 5 Исходное положение — стоя, ноги шире плеч, несколько согнуты в коленях. Мешок в руках около колен. Выпрямляя ноги и туловище, подбросить мешок вверх над собой на 1,0–1,5 м. Поймать его на лопатки и шею (с амортизацией ног). Затем толчком сбросить влево от себя и, не давая упасть на пол, поймать руками. Снова подбросить вверх, поймать на шею и лопатки и сбросить вправо, поймав затем руками Повторить 10–15 раз.

Упражнение 6 Исходное положение — лежа на спине (на полу), взять мешок, находящийся на полу за головой прямыми руками и медленно поднять вверх до вертикального положения рук Опустить на грудь, выжать и медленно вернуться в исходное положение Повторить 10–15 раз.

Упражнение 7 Исходное положение — то же. Поднять ноги, согнуть их в коленях, положить мешок на ступни ног и выжать, выпрямляя ноги После фиксации опустить в исходное положение Выполняется до усталости работающих групп мышц По мере тренированности упражнение начинают выполнять каждой ногой поочередно.

Упражнение 8 Исходное положение — стоя, пятки вместе, носки врозь, руки с мешком внизу Дугой влево вверх прямыми руками поднять мешок над головой, затем дугой вправо вниз опустить в исходное положение При следующем повторении движение выполняют в другую сторону Выполняют 10–15 раз.

Силовые рекорды

  1. Александр Засс
  2. Брюс Ли
  3. Милон
  4. Атлеты Альбиона
  5. Русские богатыри
  6. Как поднималась сталь
  7. Непревзойденные рекорды
  8. Экзотическая феминизация
  9. Пирамида Дикуля
  10. Красноярский геркулес
  11. Масутасу Ояма

Александр Засс (Железный Самсон)

Это произошло в 1938 году в английском городе Шеффилде. На глазах толпы груженый углем грузовик переехал человека, распластавшегося на булыжной мостовой. Люди вскрикнули от ужаса. Но в следующую секунду раздался возглас восторга: «Слава русскому Самсону!». А человек, к которому относилась буря ликования, встав из-под колес как ни в чем не бывало, улыбаясь раскланивался перед зрителями. Несколько десятилетий с цирковых афиш многих стран не сходило имя русского атлета Александра Засса, выступавшего под псевдонимом Самсон. Удивителен был репертуар его силовых номеров:

  • он носил по арене лошадь или пианино с пианисткой и танцовщицей, располагавшейся на крышке;
  • ловил руками 9-килограммовое ядро, вылетавшее из цирковой пушки с восьмиметрового расстояния;
  • отрывал от пола и удерживал в зубах металлическую балку с сидящими на ее концах ассистентами;
  • продев голень одной ноги в петлю каната, зафиксированного под куполом, держал в зубах платформу с пианино и пианисткой;
  • лежа голой спиной на доске, утыканной гвоздями, держал на груди камень весом в 500 килограммов, по которому желающие из публики били кувалдами;
  • в знаменитом аттракционе «Человек-снаряд» ловил руками ассистентку, вылетавшую из цирковой пушки и описывавшую над ареной 12-метровую траекторию;
  • разрывал пальцами звенья цепей;
  • забивал незащищенной ладонью гвозди в 3-х дюймовые доски, а затем вытаскивал их, обхватив шляпку указательным пальцем.

Выступления Александра Засса проходили триумфально. Это объясняется не только оригинальными атлетическими номерами, большинство из которых не мог повторить ни один атлет, но и тем, что он не был похож на многих силачей того времени, обладавших массивными фигурами и большим весом. Его рост — 167,5 см, вес — 80 кг, окружность грудной клетки 119 сантиметров, бицепсы — по 41 сантиметру. Он любил говорить, что большие бицепсы не всегда являются показателем силы. Так же как и большой живот не говорит о хорошем пищеварении. Главное — это сила воли, крепкие сухожилия и умение управлять своими мышцами. Очень часто Самсону приходилось отвечать на вопрос, как он достиг такой силы. Он отвечал, что это результат целеустремленной работы, огромного напряжения всех духовных и физических сил. Если проследить весь жизненный путь Александра Засса, то можно увидеть, что состоял он из постоянных тренировок и строгого режима. На одной фотографии, где Самсон запечатлен сидящим за столом у самовара, есть его запись: «5 минут отдыха», а ведь ему было тогда 74 года, и он продолжал работать, правда, не в силовом жанре, а дрессировщиком, но нередко включал в свои выступления силовые трюки. Так, в семидесятилетнем возрасте он носил по арене на специальном коромысле двух львов! Конечно, у Александра Засса была огромная природная сила, чем вообще отличались его предки. Однажды он в своем родном Саранске побывал с отцом в цирке. Мальчику особенно понравился могучий силач, разрывавший цепи, гнущий подковы. В конце своего выступления артист, как в то время было принято, обратился к публике, приглашая повторить его трюки. Увы, никто не смог ни согнуть подкову, ни оторвать от земли шаровую штангу с толстым грифом. И вдруг отец Александра, Иван Петрович Засс, поднялся со своего места и вышел на арену. Александр знал, что его отец был очень сильным. Иногда он демонстрировал перед гостями свою силу. И вот силач протянул отцу подкову. К удивлению публики, подкова в руках Засса-старшего стала разгибаться. Затем Иван Петрович оторвал от помоста огромную штангу и, выпрямив туловище, поднял ее выше колен. Публика аплодировала как сумасшедшая. Цирковой силач был смущен. Он подозвал к себе униформиста. Тот сбегал за кулисы и принес серебряный рубль. Артист поднял руку с рублем и произнес: «А вот это тебе за подвиг и на выпивку!». Отец взял рубль, затем пошарил в кармане, вытащил трешку, и вместе с рублем протянул атлету, сказав: «Я не пью! А вот ты возьми, но пей только чай!». С тех пор его сын жил только цирком. На заднем дворе дома с помощью взрослых установил два турника, повесил трапеции, раздобыл хозяйственные гири, сделал примитивную штангу, и с невероятным упорством стал тренироваться. Старался повторить то, что видел. Освоив «солнце» (большой оборот) на турнике, стал выполнять перелеты с одной перекладины на другую, делал сальто назад не только на полу, но и на лошади. Несколько раз подтягивался на одной руке. Но все эти занятия были бессистемными. Он убедил отца выписать из Москвы книги по физическому развитию. И вскоре пришла книга знаменитого в то время атлета Евгения Сандова «Сила и как сделаться сильным». Автор рассказывал о своей атлетической карьере, о победах над знаменитыми атлетами и даже о борьбе с огромным львом, которому перед схваткой надели намордник и специальные огромные рукавицы на лапы. Лев несколько раз бросался на Сандова, но тот каждый раз сбрасывал его с себя. Затем шли восемнадцать упражнений с гантелями, то есть то, что было особенно необходимо Александру. И он начинал заниматься по системе Сандова — своего кумира. Но вскоре почувствовал, что одни упражнения с гантелями не могут развить силу, которая необходима профессиональному силачу. Он обращается за помощью к знаменитым атлетам Петру Крылову и Дмитриеву-Морро, которые не оставили без внимания просьбу юноши, и вскоре Засс получил методические рекомендации от этих атлетов. Крылов рекомендовал упражнения с гирями, а Дмитриев — со штангой. Он выжимал двухпудовые гири одновременно и попеременно («мельница»), жал их вверх дном, жонглировал. Со штангой выполнял, главным образом, жим, толчок и жим из-за головы. При собственном весе 66 кг юный Засс выкручивал (жим с отклонением туловища) правой рукой 80 кг. Но больше всего его привлекали силовые трюки, которые он видел в цирке. А посещал он цирк постоянно. Его спортивный реквизит стал пополняться подковами, цепями, металлическими прутьями, гвоздями. И тут он понял, что многократные попытки выполнить трюк — разорвать цепь или согнуть толстенный металлический прут — приносят ощутимые результаты в развитии физической силы. В сущности, это были широко известные ныне изометрические упражнения. Таким образом, чисто эмпирическим путем (основанным на опыте) Александр Засс пришел к убеждению, что атлетическую силу можно развить, сочетая в тренировках динамические упражнения с изометрическими. Позднее он опубликовал свою изометрическую систему, и эта брошюра произвела сенсацию. Попав в цирк, Засс одно время работал ассистентом легендарного дрессировщика Анатолия Дурова, затем — у атлета Михаила Кучкина, и тот часто говорил своему ассистенту: «Когда-нибудь, Саша, ты станешь знаменитым силачом, я не видел никого, кто был бы так силен, как ты, имея такой небольшой рост и вес». В целом Засс около шестидесяти лет проработал в цирке и почти сорок из них — с атлетическими номерами.

В 1914 году грянула мировая война. Александра Засса призвали в 180-й Виндавский кавалерийский полк. Однажды произошел случай, поразивший даже тех, кто хорошо знал о необычайной силе Александра. Возвращался как-то он из очередной разведки, и вдруг, уже вблизи от русских позиций, его заметили и открыли огонь. Пуля прострелила ногу лошади. Австрийские солдаты, увидев, что лошадь и всадник упали, не стали преследовать кавалериста и повернули назад. Засс, убедившись, что опасность миновала, не пожелал оставлять раненую лошадь. До его полка оставалось еще полкилометра, но это его не смутило. Взвалив на плечи лошадь, Засс так и принес ее в свой лагерь. Пройдет время, он вспомнит этот эпизод и будет включать в репертуар ношение лошади на плечах. В одном из боев Засс был тяжело ранен шрапнелью в обе ноги. Он попал в плен, и австрийский хирург начал было ампутацию. Но Засс взмолился не делать этого. Он верил в свой могучий организм и лечебную гимнастику, которую разработал для себя. И он выздоровел! Вскоре его вместе с другими пленными отправили на тяжелые дорожные работы. Он совершил несколько неудачных побегов, после которых его жестоко наказывали. Примечателен был третий побег. Сбежав из лагеря, Александр очутился в городе Капошваре на юге Венгрии, где как раз гастролировал цирк Шмидта, известный всей Европе. Представ перед хозяином цирка, Засс откровенно рассказал ему о своей беде, а также о работе в русских цирках. Тут же директор предложил ему разорвать цепь и согнуть толстый металлический прут. Конечно, голодный и уставший Засс не был в хорошей спортивной форме, но усилием воли справился с задачей. Его взяли в цирк, и вскоре весть об удивительном атлете разнеслась по городу. Но однажды на его представление пришел военный комендант. Он заинтересовался, почему такой сильный молодой атлет не служит в австрийской армии. В тот же вечер выяснилось, что Самсон — русский военнопленный. Его отвели в подвал крепости, в сырое, темное помещение. Но сила его и воля не были сломлены. Он совершил новый побег, разорвав цепь, соединяющую наручники, и выломав решетку. Теперь он добирается до Будапешта, где устраивается работать грузчиком в порт, а затем — на арене цирка. Помог ему борец, чемпион мира Чая Янос, с которым Александр познакомился еще в России. Этот добродушный, могучий венгр с участием отнесся к несчастному Зассу. Отвез его в деревню к своим родственникам, где силы Александра постепенно восстановились. Затем он три года выступал в труппе борцов под руководством Чая Яноса, чередуя схватки на ковре с атлетическими выступлениями.

Однажды Янос познакомил русского силача с известным итальянским импрессарио синьором Пазолини, который много слышал об атлетических возможностях Засса. Итальянец и предложил заключить контракт. Начинаются европейские гастроли Засса, слава его растет. Наконец, он приезжает в Англию, где его выступления вообще вызвали фантастический интерес. Известные атлеты, такие как Эдвард Астон, Томас Инч, Пулум стали пробовать свои силы в повторении трюков Засса, но ни одна их попытка не оказалась успешной. Мистер Пулум, директор знаменитого тяжелоатлетического клуба «Камбервел» и главный редактор спортивного журнала «Здоровье и сила», писал о нем: «Прямо в сердце Англии прибыл человек, способный выполнять номера, в которые здравый смысл отказывается верить. Был бы он громадным детиной, его номера, возможно, и воспринимались бы как правдоподобные. Но обратите внимание хотя бы на экскурсию грудной клетки (разница между вдохом и выдохом) этого невысокого человека. Она равна 23-м сантиметрам, что многое говорит специалистам. Поэтому я утверждаю, что он не только обладает небывалой физической силой, не только великолепный артист, но и человек, использующий свой разум не хуже своих мышц». А вот что свидетельствует афиша знаменитого зала «Альгамбра», где должен был выступать Александр Засс: «В Манчестере во время строительных работ Самсон, подвешенный одной ногой к крану, поднял зубами металлическую балку с земли, и был перенесен на верх здания подъемным краном, в то время как толпа, разинув рты, стояла внизу. Если бы русский разжал рот, толпа никогда не смогла бы рассказать, что она видела». Не отставали от афиш и газеты. «Дейли телеграф»: «Господин Самсон, безусловно, является сильнейшим человеком на земле. В это можно поверить, увидев как он легко вяжет железные прутья в узлы».

«Манчестер гардиан»: «Согласно объявлениям, он самый сильный человек на Земле, и после того, как мы сами увидели его… это заявление можно считать неопровержимым».

Журнал «Здоровье и сила»: «В лице Самсона мы имеем силача, чьи достижения полностью открыты для проверки. Воистину, его мускулы сделаны из стали».

На закате своей жизни Александр Засс изобрел кистевой динамометр, сконструировал и изготовил цирковую пушку для аттракциона «Человек-снаряд». Умер Самсон в 1962 году. Похоронен под Лондоном, в небольшом городке Хокли.

Брюс Ли

Кроме того, что он прекрасно дрался, он заборол на руках чемпиона США в весе 110кг Ван Вильямса. Итогом таких целенаправленных тренировок стали предплечья. Мощные, удивительной силы. На ощупь они были такими твердыми словно бейсбольная бита. Говорил Ван Вильямс. Как то Брюс предложил побороться с ним. Я сел за стол с мыслью подыграть ему как другу. Во мне было тогда 112 кг. Как я мог соревноваться с Брюсом всерьез! Однако оказалось, что мне не хватает сил, чтоб преодолеть сопротивление его руки! Более того, я не смог сдвинуть его руку ни на миллиметр. В разговоре с Гербом Джексоном, Ли в шутку сказал, что мог бы стать чемпионом Мира по армрестлингу. О Брюсе Ли можно рассказывать много, но вот при весе 65 кг, он брал в руки 2 гантели по 37кг и держал их на вытянутых руках 20 секунд.

Милон

Прославленный эллинский атлет Милон из города Кротона жил в VI веке до н.э. Он был непобедим в силовых упражнениях и борьбе на протяжении двадцати лет, шесть раз завоевывал венок абсолютного победителя на Олимпийских играх. Феноменальную силу, вошедшую в поговорки, он развивал почти по современным принципам тренировки: длительность, непрерывность, постепенное увеличение нагрузки. Впервые Милон поднял быка на плечи, когда тот был теленком, и впоследствии ежедневно обносил его вокруг арены стадиона. Рос бык, росла и сила Милона. Конец аттракциона — на потребу античной публики. Опустив быка на землю, атлет убивал его ударом кулака между глаз. Милон становился на диск, смазанный салом или маслом, и никто из зрителей не мог столкнуть его с этого скользкого пьедестала. Камень весом 136 килограммов бросал на шесть метров. Сажал в колесницу шесть человек, поднимал ее на голову и носил по арене. Но самый удивительный из своих трюков оставлял напоследок. Милон сжимал спелый гранат в ладони и предлагал желающим вынуть его. Это никому не удавалось. Атлет разжимал кисть — гранат был совершенно цел и даже не помят: в такой степени он, напрягая мышцы пальцев, умел одновременно расслаблять мышцы ладони. В период войны родного Кротона с городом Сибарисом Милона избрали полководцем. Подобно Гераклу, знаменитый герой, одетый в львиную шкуру, сражался с огромной палицей в руках, заменяя целый отряд. Смерть силача была трагической. Отправившись в лес за дровами для старенькой матери, он забил клинья в щель толстого ствола и руками попытался разорвать его надвое. Но освобожденные клинья упали на землю, и дерево зажало пальцы. Милон не учел, что с возрастом сила оставляет даже чемпионов. Рук освободить он не смог и оказался прикованным к стволу. Беспомощный, голодный и обессиленный, знаменитый атлет был растерзан дикими зверями. Так погиб Милон Кротонский, которому был поставлен мраморный памятник и имя которого шесть раз было занесено в списки победителей древней Олимпии. Милон Кротонский написал научный трактат «Физика» и прославился еще как певец — всей своей жизнью подтверждал он идеал гармонии тела и души. Этот идеал выдвинул известный нам со школы Пифагор, олимпийский чемпион, прекрасный кулачный боец. Отец медицины, древнегреческий врач Гиппократ, обладал феноменальной физической силой, выделялся среди эллинских борцов и наездников. Обладателями высших наград за спортивную доблесть были знаменитые философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид. Многие из виднейших философов и поэтов, государственных деятелей и полководцев Древней Греции (вспомним, например, Пиндара и Алкинада) — выдающиеся атлеты и победители олимпийских соревнований. Сочетание величия силы и благородства духа проявил древнегреческий богатырь Полидам Фессалийский. Он отдыхал с друзьями в пещере, когда началось землетрясение. Полидам поддерживал свод, пока его спутники не покинули пещеру, но сам был засыпан камнями. Об этом атлете известно, что он голыми руками убил льва, что в эпоху античности считалось чем-то вроде норматива на звание мастера спорта.

Атлеты альбиона

У корнуэльского фермера Пэйна был сын Энтони. Уже в детстве он отличался необыкновенной силой: сажал на каждую руку по сверстнику и взбегал с ними на крутой холм. Будучи егерем, он пошел поторопить слугу, который должен был привезти на осле дрова. Взвалил на плечи осла, дрова, слугу — и все это доставил домой. Как вы помните, пробой силы в античные времена было упражнение со львом, а в средневековье его заменили безобидным ослом. Какая деградация! Сила не была привилегией только рослых людей. В начале XVIII века в Ирландии гастролировал карлик Оуэн Фэррел ростом 113 сантиметров. Он танцевал, взяв под мышку двух взрослых людей. И свободно прогуливался, держа на себе четырех человек. Большой известностью пользовался Томас Тофэм, родившийся в Лондоне в 1710 году. Трюки его были поразительны. 20 мая 1731 года (этот номер так потряс зрителей, что сохранилась даже точная дата его исполнения) на выступлении в Дерби Тофэм поднял на ремне, перекинутом через плечи и шею, три бочки с водой общим весом 863 килограмма.

Русские богатыри

Сила героев на Руси традиционно сочетается с беззаветным мужеством. Во время битвы в 1240 году, когда наше войско под командованием Александра Невского победоносно отразило шведов, воины-новгородцы проявили смелость и незаурядную силу. Особо отличились вошедшие в историю Гаврило Олексич, Сбыслав Якунович и Яков Половчанин. Великолепно действуя боевыми топорами и мечами, врезались в гущу врагов и пробили дорогу для всего войска. Интерес к людям выдающегося роста и богатырской силы был стойким. Петр I издавал именные указы, по которым богатыри разыскивались по всей Руси. Это и понятно — мужественные люди, надежно державшие оружие в могучих руках, всегда были нужны Отечеству. В конце XVIII века в Петербурге жил известный художник Орловский, человек огромного роста и феноменальной силы. Он мог жонглировать двуручным мечом, удерживая его тремя пальцами. Зайдя к кому-либо домой и не застав хозяина, Орловский в знак своего посещения оставлял завязанную узлом кочергу. Вот что писали про капитана фрегата «Рафаил» Василия Лукина, погибшего в Афонском сражении во время войны России с Турцией: «Сила его была поразительная, но трудно было заставить Лукина применить ее — только в веселый час в кругу знакомых. Он легко ломал подковы, мог полчаса держать в распростертых руках пудовые пушечные ядра, одним пальцем вдавливать гвоздь в корабельную стену; мог свернуть массивную серебряную тарелку в дудочку так, что невозможно было определить, что это было первоначально. Однажды, защищая своих матросов от пьяных разбуянившихся английских моряков, Лукин уложил наповал десяток драчунов, а остальные позорно ретировались с места побоища». Во второй половине XIX века популярность завоевывает борьба, носящая чисто силовой характер. Исполинскую силу имели Поддубный, Заикин, Шемякин, Гаккеншмидт, Кащеев. Ведущих атлетов знали все от мала до велика. Фотографиями силачей пестрели страницы журналов, их портреты выставлялись в витринах магазинов, их именами рекламировались товары. В те годы еще не было упорядоченной оценки силы, и атлеты придумывали разнообразные номера вроде гнутья кочерги, поднятия камней, лошадей. Они рвали перед зрителями цепи, разрывали пальцами сложенную колоду карт, плели узоры из гвоздей…

Как поднималась сталь

Сказать, кто сильнее, было трудно, пока не появилась объективная возможность для ответа — штанга. Стандартный снаряд, поднимаемый по строго определенным правилам. И тут богатыри нашей Родины доказали, что они вполне достойны своих могучих предков: отечественные штангисты являются, вне всякого сомнения, сильнейшими в мире. Наибольшее число рекордов в тяжелой атлетике установил советский спортсмен Василий Алексеев — 80 мировых. Он первый поднял в сумме троеборья 600 килограммов. Олимпийский чемпион Юрий Власов установил 28 мировых рекордов. Под стать им выступали на международной арене и другие российские богатыри — А. Воронин, Н. Колесников, Ю. Варданян, Д. Ригерт, Л. Жаботинский, Ю. Зайцев и многие другие. Так что можно с полным основанием утверждать: наши атлеты сегодня самые сильные люди планеты.

Непревзойдённые рекорды

На глазах собравшейся толпы груженный углем грузовик переезжал через человека, распластавшегося на булыжной мостовой. Этот трюк демонстрировал Александр Засс (Самсон). При собственном весе не более 80 кг он носил на плечах лошадь весом до 400 кг. Поднимал зубами железную балку, на концах которой сидели два ассистента, общий вес — 265 кг. Шутки ради он мог приподнять такси и провести его, как тачку, ломал подковы и рвал цепи. На платформе поднимал 20 человек. Григорий Кащеев ходил по арене цирка, взвалив на плечи 12 двухпудовых гирь (384 кг), а однажды поднял сорокапудовую (640 кг) балку. Петр Крылов, Король гирь, выжимал левой рукой 114,6 кг и гнул на плечах рельсы. Он установил несколько мировых рекордов по тяжелой атлетике: жим на борцовском мосту — 134 кг, жим левой рукой двухпудовой гири — 86 раз, разводил прямые руки в стороны, держа в каждой гирю весом 41 кг. Якуба Чеховской продемонстрировал в 1913 году сенсационный силовой трюк — он пронес по кругу манежа на вытянутой руке шесть солдат гвардейского полка (не меньше 400 кг), за что был награжден почетным золотым поясом. Этот рекордный номер до сих пор не удалось повторить ни одному атлету в мире. Чемпион мира по французской борьбе Николай Вахтуров перебрасывал двухпудовую гирю через железнодорожный вагон, а чемпион мира по борьбе Иван Заикин поднимал на спину 40-ведерную бочку с водой и носил ее по арене. Атлет Герман Гернер, держа в каждой руке по 50 кг, пробегал 100 метров за 18,4 секунды. Атлет Людвиг Чаплинский шутки ради перепрыгивал через столовый стол (высотой и шириной по 80 см) с бараном в руках, а атлет Петр Янковский на спор выжимал на ладони трехпудовые гири, сидя на полу. Георг Гаккеншмидт дважды подряд поднял железное ядро весом свыше 585 кг, оторвав его от помоста на 10 сантиметров. Наибольший вес, когда-либо поднятый человеком, составляет 2844 килограмма. Он был удержан на плечах американским тяжелоатлетом Полем Андерсоном. Великий Леонардо да Винчи, конечно, знаком каждому из нас. Но мало кто знает, что, обладая огромной силой, он раскачивал одной рукой такие церковные колокола, которые могли бы качать только четыре человека одновременно.

Экзотическая феминизация

Лидия Рыбакова (ее вес — 68 кг) отрывала от земли штангу весом 900 кг. В возрасте 33 лет, 4 марта 1990 года, стронула с места и протащила по асфальту автобус ЛАЗ с 48 пассажирами в салоне общим весом 10 тонн 850 килограммов.

20-летняя Светлана Гаврилина из Серпухова в декабре 1991 года сдвинула 40-тонный Ту-134 более чем на два метра. До своего рекорда Светлана семь лет занималась… балетом. Рост ее 164 см, вес 56 килограммов. Сейчас она уверенно поднимает на поясе 500 кг, а также закрепленный на поясе гриф, на котором сидят 7 взрослых мужчин. 15 апреля 1895 года американка Джозефина Блатт (1869-1923 гг.) удержала перекинутый на ремнях через плечи груз в 1616 килограммов. Этот женский рекорд поднятия тяжестей не побит до настоящего времени.

Пирамида Дикуля

Валентин Иванович Дикуль (родился в 1947 г.) — выдающийся атлет нашего времени. Он выполнял на арене цирка два неповторимых силовых номера: удерживал на теле металлическую «пирамиду» весом в тонну, а на спине — автомобиль «Волга» (при этом нагрузка составляла 1570 килограммов). Уникальность этих номеров еще и в том, что выполнял их атлет после тяжелой травмы позвоночника — почти семь лет он не мог двигаться и с помощью тренажеров собственной конструкции сумел восстановить прежнюю форму. Сейчас В.И. Дикуль возглавляет Центр реабилитации больных со спинномозговой травмой и последствиями церебрального паралича.

Красноярский геркулес

Клементий Буль родился в 1888 году в Ачинске; вскоре семья переехала в Красноярск. В 1911 году ему впервые довелось участвовать в международном турнире по классической борьбе, проводившемся в Петербурге. Турнир собрал лучших европейских борцов: великий Григорий Кащеев, голландец Ван Риль, волжский богатырь Николай Вахтуров. Громкие титулы не смутили сибиряка, в 16 схватках он вышел победителем и завоевал звание чемпиона.
Буль зарекомендовал себя непревзойденным мастером техники борьбы. Будучи тяжеловесом, он действовал с необыкновенной легкостью, его манеру даже сравнивали с акробатикой. Буль встречался с лучшими мастерами ковра того времени — Поддубным, Шемякиным, Заикиным, Лурихом. В финале поединка матча, который состоялся на арене курского цирка в октябре 1928 года, он боролся с самим Иваном Поддубным. В течение часа Буль смог выстоять против шестикратного чемпиона мира и одержал заслуженную победу. В дальнейшем Клементий Буль в чемпионатах по классической борьбе не знал поражений, в середине 30-х годов перешел на тренерскую работу. В обществе «Динамо» он подготовил десятки первоклассных борцов, среди которых чемпион Европы Константин Коберидзе.

Умер Клементий Иосифович Буль в 1953 году, на 66-м году жизни.

Масутасу Ояма

Этот человек 1000-фото тренировался 12 часов в день, 3 года жил в горах, провёл 270 боёв без единого поражения, бой с ним редко продолжался более трёх раундов (хорошо,что они дрались в перчатках),а в основном длился не более 10 секунд. В живом бою он с одного удара убивал человека, если человек ставил блок, конечность ломалась. Демонстрируя возможности человека, Ояма без страха выходил на бой с быком и ударом руки срубал рога у разъяренного животного. Участвовал в поединках с сильнейшими борцами и боксерами того времени, и всегда выходил победителем. За невероятную силу и одаренность, восхищенные американцы окрестили Ояму «рукой господа». Тогда на него смотрели как на чудо, нечто сверхъестественное. Годы ушли на то, чтобы для нас всех открылась тайна великого мастера — на такое «чудо» способен любой человек, занимающийся Киокушин каратэ. Необходимо лишь желание и упорство в достижении поставленной цели.За свою жизнь он убил 52 быков, 3 из них легли с первого удара.

В 1957 году в Мексике, в возрасте 34 лет, он был на грани смерти, когда бык рогом пропорол Ояму. Ояма сумел свалить быка и отрубить ему рог. Он был прикован к постели в течение 6 месяцев, восстанавливаясь от обычно смертельной раны. Общество защиты животных Японии выступило с протестом против боев Оямы с животными после того как Ояма объявил о намерении провести бои с тигром и медведем, хотя быки, убитые Оямой были предназначены для бойни. Вот список упражнений,который Ояма выполнял каждый день:

В период недолгой, но плодотворной аскезы в горах Ояма жил по строго разработанному режиму, который нередко фигурирует в биографиях мастера и служит назиданием легкомысленным ученикам:

  • 4 часа утра — подъем. Медитация с закрытыми глазами-10 мин. Бег по горам-2 часа.
  • 7 часов утра — приготовление пищи.
  • 8 часов утра — трапеза, совмещающая завтрак и обед.
  • 9 часов утра — начало тренировок. Десять раз выполнить комплекс из пяти упражнений:
    1. поднять 20 раз шестидесятикилограммовую штангу;
    2. отжаться на пальцах 20 раз;

  • отжаться в стойке на руках 20 раз;
  • подтянуться на перекладине 20 раз;
  • нанести по 20 ударов кулаком справа и слева в макивару.
  • После выполнения каждого комплекса сделать дыхательные упражнения и немедленно приступать к следующему комплексу. После десятикратного выполнения указанного комплекса отдых до 11 часов.

  • 11 часов утра — выполнение ката.
  • 2 часа пополудни поднятие тяжестей. Поднять шестидесятикилограммовую штангу 20 раз, затем постепенно наращивать нагрузку.
  • Сделать 1000 отжиманий: 200 раз на двух пальцах, 200 раз на четырех пальцах, 400 раз на пяти пальцах. Перед каждым комплексом делать небольшой перерыв. Иногда для разнообразия делать 1000 отжиманий на кулаках с перерывом после 500.
  • 3 часа пополудни
      разработка приемов спарринга;
  • упражнения с макиварой;
  • лазание по канату;
  • упражнения для брюшного пресса — 200 раз;
  • разбивание камней.
  • 5 часов пополудни — приготовление пищи. Ужин.
  • 6 часов пополудни — медитация и отход ко сну.
  • В добавление к этому красноречивому документу заметим, что многие подвижники и энтузиасты кэмпо придерживались подобного распорядка дня не год и не два, а двадцать, тридцать лет или всю жизнь.

    В 1952 году, Ояма отправился в гастрольную поездку по Соединенным Штатам, где произвел фурор и привел в полнейшее смятение публику, демонстрируя сверхчеловеческие номера. В самом деле, как должны были реагировать американские зрители, когда заезжий мастер колол, будто фарфоровые, огромные булыжники, сносил горлышки пивным бутылкам, и бутылки при этом не падали, бил себя молотком по костяшкам пальцев, пробивал руками и ногами толстенные доски,(около 30 см.) уложенную в пятнадцать-двадцать слоев черепицу и лежащие друг на друге три-четыре кирпича? Ояма путешествовал по Соединенным Штатам в течение года, демонстрируя свое мастерство каратэ вживую и по национальному телевидению. Для своих учеников Ояма разработал целый каскад головокружительных трюков, воплощающих высшие достижения каратэ на физическом уровне:

    • пробивание подвешенного на двух нитках листа тонкой рисовой бумаги ударами кулака и пальцев руки;
    • раскалывание подвешенной на веревке доски (или кирпича) ударами кулака, локтя, ребром ладони, ребром стопы и передней частью стопы из положения стоя на земле или в прыжке;
    • раскалывание нескольких дюймовых досок в руках двух ассистентов всеми возможными ударами рук и ног, в том числе и в прыжке на высоте около двух метров;
    • раскалывание плавающей в бочке с водой дюймовой доски;
    • раскалывание руками, ногами и головой до двадцати слоев черепицы;
    • раскалывание ударом «рука-меч» или «железный молот» трех положенных друг на друга кирпичей;
    • раскалывание ударом «рука-меч» трех уложенных друг над другом с промежутками ледяных плит толщиной в три дюйма каждая;
    • пробивание рукой и головой ледяной глыбы;
    • раскалывание массивных булыжников основанием ребра ладони;
    • отрубание горлышка стоящей бутылки;
    • проникновение ударом «рука-копье» в плотно связанный пучок бамбуковых прутьев;
    • пронзание ударом «рука-копье» подвешенной коровьей туши.

    Дыхание и концентрация внимания

    При выполнении упражнений Засса одной из приоритетных задач является концентрация внимания. Следует также уделять повышенное внимание правильному дыханию. Вдох должен совпадать с наиболее выгодными условиями для расширения грудной клетки при затрате наименьших усилий при выполнении упражнения. Для выдоха наиболее благоприятным положением является сгибание корпуса, сведение или опускание рук. Темп движений при выполнении упражнений первое время должен быть медленный, а по мере тренированности — средним.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: