Как развить реакцию с помощью спорта

Существует множество ситуаций, когда от скорости реакции зависит жизнь. Реакция – это ответ организма на любой раздражитель, после которого происходит незамедлительное действие по взаимодействию с этим раздражителем (угрозой). Если говорить упрощенно, то упражнения, развивающие реакцию, ставят своей конечной целью научить мозг управлять телом в автоматическом режиме. Для этого необходимы упражнения и определенная психологическая подготовка. Об этом более подробно пойдет речь в статье.

Что такое реакция

Для начала необходимо кратко определить, что подразумевают под этим понятием и что такое скорость реакции. Реакция – это некое механическое действие, вызванное раздражителем определенным образом в автоматическом режиме. Выделяют три вида основных раздражителей: звуковые, зрительные, осязательные. Человек так устроен: на разные сигналы он реагирует с разной скоростью.

как развить реакцию

Скорость реакции – интервал времени между появлением сигнала и ответным действием на него. Во многом она зависит от наследственности, устройства нервной системы, возраста, пола и других факторов. Не менее важным условием является осознание человеком, в какой конкретно ситуации ему приходится действовать. Ведь теннис, рукопашный бой, киберспорт или управление автомобилем – это разные области человеческой деятельности. А уж потом задаваться вопросом о том, как развить хорошую реакцию в той или иной сфере. Однако существует ряд общих упражнений и рекомендаций, позволяющих повысить внимательность, собранность, общую координацию и взаимодействие мозга с телом, а также другие немаловажные характеристики. Они не только помогут ответить на вопрос о том, как развить реакцию, улучшить самочувствие, но и просто позволят поднять настроение.

Как проверить

Чтобы узнать время реагирования на раздражители, необходимо высчитать разницу во времени между началом действия и ответной реакцией. Для этого существуют даже специальные приборы. На различных сайтах имеются специальные тесты для определения скорости реакции.

Важно! Тесты нужно проходить в здоровом и бодром состоянии. Для чистоты эксперимента лучше использовать мышку, так как на сенсорных экранах задержка дольше. Рекомендуется также прохождение теста одной рукой, а затем другой.

Время реагирования на различные раздражители несколько различается, но в среднем оно составляет 0,1–0,3 секунды. У разных людей оно также может значительно разниться.

Это интересно: Випассана: техники медитации прозрения

Работа с мячом

Это самый начальный уровень, предназначенный для улучшения общей координации движений. Для таких занятий нужен только маленький мяч, удобный для обхвата кистью, а также регулярность в выполнении.

Подойдя к стене, необходимо ударять по ней мячом и ловить той же рукой, которой производился бросок. Начинать нужно с сильной руки (ведущей). Это монотонное упражнение рассчитано на 10-15 минут.

Затем выполняют все то же самое, но только другой рукой.

Следующая задача усложняется и вместе с тем становится более интересной. Бросок производится правой рукой, а ловля меча — левой.

Как развить специальную ловкость?

После освоения основ данного навыка стоит перейти к более специализированным упражнениям. Они являются еще более эффективными, но в процессе выполнения могут возникнуть определенные сложности.

Рекомендуется совершать следующие тренировки:

  • для этого вам понадобится только мяч. Выйдете на футбольное поле и начинайте вести мяч, через каждые 10 м делайте прыжок вверх, и дальше продолжайте до тех пор, пока не устанете;
  • кидайте мяч об стену и старайтесь ловить его в руки, постоянно меняя положение тела;
  • на баскетбольной площадке ведите мяч от центра до линии штрафной, далее резкий кувырок, и потом бросок по кольцу;
  • если есть возможность, используйте бег с препятствиями, для усложнения задачи можно вести мяч;
  • во время ходьбы прыгайте на скакалке, одновременно стараясь вести мяч.

Вышеперечисленные упражнения будут эффективными для игровых видов спорта, в том числе баскетбола и футбола. Чтобы развиваться в других сферах, необходимо подобрать индивидуальные упражнения, которые в конкретной ситуации будут наиболее эффективными.

Напарник – половина успеха

Все люди обожают играть. Это прекрасная возможность отточить свои навыки, так как взаимодействие в играх строится на принципах соревнования. Кроме всего прочего, отдавать самому себе различные мысленные команды, а затем выполнять их – занятие нудное, неэффективное. Другое дело, когда это делает компаньон. Его действия предугадать сложно. Да и он будет делать все возможное, чтобы они отличались внезапностью. Поэтому, когда встает вопрос: «Как развить реакцию, используя помощь другого человека?», игровая деятельность, как никакая другая, лучше всего подойдет для этих целей. Она обеспечивает широкий выбор заинтересованных лиц и различных стратегий: от банального «камень – ножницы – бумага» до бросков друг в друга мячом.

Стоит остановиться на ряде четких, действенных рекомендаций, отвечая на вопрос о том, как развить реакцию в домашних условиях. Следует понимать, что тренировку собственного тела необходимо проводить с учетом превалирования определенного раздражителя, например осязательного, и конкретной сферы деятельности. так, упражнения, развивающие теннисиста, мало чем помогут боксеру, а все из-за различности пакетов команд, которые закладываются в подсознание в процессе долгих упорных занятий.

Есть еще один немаловажный фактор. Его мало, кто учитывает, еще меньше людей над ним работают, и, как показывает практика, очень зря. Речь идет о работе тела на «автопилоте» в состоянии стресса.

Классификация умения. Общая

Ловкость имеет две разновидности: общую и специальную. Без первой составляющей невозможно приобрести вторую. Общая является базой, основой для дальнейшего развития специального навыка. Гибкость, ловкость общего характера достигаются за счет выполнения физических упражнений. Основной упор рекомендуется делать на усовершенствование силы, мощности и скорости.

Когда начинающий спортсмен достигает первых успехов, ему становится значительно проще приобретать специальный навык. Здесь уже речь идет об определенной отрасли мирового спорта. Если человек занимается смешанными единоборствами, ему стоит делать упор на одни упражнения. В случае увлечения легкой атлетикой стоит проводить другие занятия. Более узкая специализация позволяет достичь наиболее эффективного результата в конкретной сфере.

Воздействие древних инстинктов на скорость реакции

Ряд исследователей в своих работах доказали, что одной из основных эмоционально-поведенческих реакций, напрямую влияющих даже на прекрасно отточенные навыки в стрессовой ситуации, является страх. Этот инстинкт достался человеку в процессе длительной эволюции. Разделяется на два вида: ажитацию и ступор.

Ажитация – это обычное физическое бегство. Одна из стратегий, которую использует человек при реальной или мнимой угрозе. Такая классификация угроз также выбрана неслучайно. Существуют ситуации реальной опасности, когда только бег может спасти жизнь, а есть мнимые (вероятность потерять свой статус, репутацию и т. д.).

Состояние ступора, или, как его еще метко называют, «внутреннее бегство» — совершенно иной защитный механизм. Человек никуда не бежит, но его тело не подчиняется «внутреннему» биокомпьютеру. Не менее древний инстинкт и способ выживания, доставшийся нам от далеких предков. Как считают ученые, способность притвориться мертвым или застыть на месте позволяла выжить при встрече с могучим хищником.

Можно ли с этим что-то сделать и как развить быструю реакцию, которая позволит действовать в экстремальной обстановке? Для этого необходимо рассмотреть некоторые упражнения на различные виды раздражителей. Потому что только проработка всего материала в комплексе позволит достичь неплохих результатов в максимально сжатые сроки.

От чего зависит ловкость?

Как уже было отмечено, ловкость отчасти дается с рождения, но и развить это качество в процессе тренировок вполне реально. Для достижения положительного результата необходимо быстро оценивать ситуацию в любой момент, понимать свои возможности и использовать их на все сто процентов. Ловкость, гибкость, сила являются неотъемлемыми составляющими физической формы человека. Чтобы чувствовать себя уверенно, следует проводить правильные эффективные тренировки на усовершенствование своих качеств.

Что касается ловкости, то здесь нельзя не вспомнить волевой фактор. Умение бороться с трудными ситуациями играет очень значимую роль. Но наиболее важным является умение передвигать тело в пространстве с максимальной скоростью. Именно этот фактор в большей степени определяет ловкость.

Важность закрепления навыков слуховой реакции

Как развить реакцию и скорость, если основным раздражителем будет выступать некий звуковой сигнал (свист, хлопок, крик и так далее). Для достижения успеха в поисках ответа на этот вопрос важно помнить: закрепляемое движение должно нести определенную смысловую нагрузку. В нем должен присутствовать конечный результат. Тупое перемещение предметов неприемлемо. Оттачивать необходимо какой-то конкретный, жизненно важный навык. Например, быстрое выхватывание оружия из кобуры или газового баллончика из кармана. Именно из кармана, потому что печальный опыт множества жертв различных ограблений, изнасилований подтверждает истину: предмет, который может спасти жизнь, нужно иметь под рукой, а не в сумочке.

Что важно помнить при отработке навыка

Как развить ловкость и реакцию в максимально сжатые сроки? Первое, на что необходимо обратить внимание – проработка полезных навыков в комплексе различных раздражающих факторов. Сюда входит работа на звук, прикосновение или зрительное обнаружение неприятности.

Полагаться только на одну руку – не вариант. Поэтому предстоит кропотливая работа с участием обеих конечностей. В идеале – достижение результата, когда скорость, грамотность необходимого набора движений не будут зависеть от руки. Движения также должны быть максимально простыми. Именно их простота – залог успеха. Тело само выполняет движение, наиболее подходящее в сложившейся ситуации, с опорой на мышечную память.

Особое внимание необходимо уделить различным условиям (освещение, пространство и т. п). Нельзя ожидать, что в случае необходимости применения навыка условия будут «тепличными». Как правило, все наоборот. Они будут неблагоприятными, опасными. Только самообладание, слаженность позволят достичь успеха. Поэтому учиться применять наработки при любом освещении, окружающем пространстве с учетом воздействия других отвлекающих факторов – это не блажь, а вынужденная необходимость, нацеленная на результат.

Подвижные игры на развитие ловкости

Тренировка ловкости может быть очень увлекательным занятием, если подойти к ней творчески. Обычными физическими упражнениями ребенка трудно увлечь, да и кроме, как повысить ловкость, получить что-то приятное от них вряд ли выйдет.

Совсем другое дело – подвижные игры на развитие ловкости. ожиданных ситуациях, например, таких, которые возникают в игре. Именно поэтому отличным упражнением на ловкость считаются спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол и т.п.). Большое разнообразие инвентаря для игр Вы сможете найти в магазине «Спорт Уголок». Здесь есть все, начиная от баскетбольных корзин и заканчивая футбольными воротами.

В дополнение к этому стоит отметить, что к веселым и увлекательным играм на развитие ловкости относятся и «борьба за мяч», «перетягивание каната» и многие другие. Канат можно использовать не только в горизонтальном положении, но и в вертикальном. Ловкость и сноровка, которые требуются ребенку, чтобы взобраться по канату, мало, с чем можно сравнить. Отличный выбор канатов (веревочные, деревянные) представлен в магазине «Спорт Уголок».

Прогулки по пересеченной местности также являются ничем иным, как возможностью развить ловкость. Спуски и подъемы, лес и каменные навалы – все это помогает ребенку, преодолевая трудности, повысить координацию и ловкость. А свежий воздух придает бодрость и нагоняет аппетит.

Все мы в детстве лазили по деревьям, однако даже и не догадывались, что это занятие напрямую связано с развитием ловкости и быстроты в действиях. Безусловно безопасным это занятие не назовешь. Поэтому рекомендовать его не будем.

В основном все вышеперечисленное относится к играм на ловкость для мальчиков. А как же быть девочкам? Ведь для них так же важно развитие этого качества.

Игры на ловкость для девочек, чаще всего, связаны с терпением и упорством. Например, всем известная игра «Бирюльки в домике» развивает как раз все описанные выше качества. А вот веселая игра «Поймай-ка» подходит, как для девочек, так и для мальчиков. Она чем-то напоминает лапту.

Чтобы пробудить в детях азарт можно устраивать конкурсы на ловкость. Добавить в игры соревновательный момент. Чтобы каждый игрок стремился к победе.

Отдельно стоит сказать об играх на ловкость рук. Помимо уже упомянутых (кубик Рубика, конструктор) существует множество других, имеющих ту же направленность:

  1. Баусак (в ней Вас и Вашего ребенка ждет несколько вариантов развития, она потребует особой ловкости, так как фигуры нестандартны);
  2. Вилла Палетти (отличается она от многих игр на ловкость тем, что фигурки надо перемещать не руками, а специальным крючочком);
  3. Бамболео (игра на равновесие, подходит для любого возраста).

Работа по звуку

Как следует из названия, разговор пойдет о том, как тренировать реакцию в условиях, где основным раздражителем будет выступать некий сигнал. Вариации могут быть различные, но реалистичные (крик, имитация топота ног). Чем реалистичнее будет проходить тренировка — тем лучше. Загрузка в бессознательную сферу необходимого набора психологических команд уменьшит вероятность того, что в самый неподходящий момент человека охватит паника.

В качестве инструктора/тренера в этой ситуации может выступать любой человек. Главное — чтобы соблюдался эффект неожиданности. По его сигналу необходимо как можно быстрее достать газовый баллончик и быть готовым его применить.

Еще будет полезным научиться перехватывать быстрее какой-нибудь предмет со стола, на полу (вариантов много), чем это сделает соперник.

Упражнения на осязание

Важность этих базовых навыков заключается в том, что уже произошел контакт в ситуации, где у человека нет визуального контроля над пространством за спиной. Это упражнение позволит развить навык по обеспечению личной безопасности.

Его смысл заключается в том, что, как только напарник совершил неожиданное прикосновение сзади к любой точке тела, обучающийся должен молниеносно дать адекватный ответ. Вариантов несколько. Один из них, пожалуй, самый разумный – отскочить в сторону. Второй — развернуться к условно нападающему уже в боевой стойке. Развернуться по-любому придется – это позволит установить визуальный контроль. Другой вопрос, с каким набором «домашних» заготовок это произойдет. Начинать взаимодействие сразу с членовредительства Уголовный кодекс Российской Федерации не рекомендует. Поэтому следует подходить с умом в выборе наработки необходимого навыка.

Специальные упражнения для развития ловкости

  1. Прыжки на месте с поворотами на 90 и 130° с ведением одного или двух мячей.
  2. Рывок с ведением одного или двух мячей на 5- 6 м, кувырок вперед с мячом в руках и вновь рывок.
  3. Ходьба на руках с качением мяча перед собой. Партнер поддерживает ноги.
  4. Командная эстафета в беге на руках (как в упр. 3) с качением мяча перед собой. Длина этапа -до 30м.
  5. Передачи мяча у стены в парах со сменой мест. Выполняются одним мячом.
  6. Рывок с ведением мяча от центра поля к линии штрафного броска, кувырок вперед с мячом в руках и бросок по кольцу.
  7. Серийные прыжки через барьеры с ведением мяча.
  8. Рывок с ведением мяча на 5-6 м, прыжок через гимнастического козла с подкидной доски с мячом в руках.
  9. Игра в «чехарду» с ведением мяча каждым игроком. Во время прыжка игрок берет мяч в руки.
  10. Различные виды бега с одновременным ведением двух мячей: с высоким подниманием бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, доскоками на двух ногах и на одной ноге и т.д.
  11. Передачи мяча в парах с сопротивлением. Игроки в паре передают друг другу мяч от земли, расстояние между ними 4-5 м. Защитник пытается перехватить мяч. Упражнение выполняется сначала на месте, потом в движении.
  12. То же, что и упр. 11. Передачи следуют на уровне груди. Задача защитника — увернуться от мяча.
  13. Игра в «пятнашки» в парах с ведением мяча обоими игроками.
  14. Игра в «пятнашки» в передачах. Двое водящих передают друг другу мяч и стараются запятнать остальных игроков, ведущих мячи, дотронувшись до них мячом, не выпуская его из рук. Запятнанный игрок присоединяется к водящим.
  15. Мяч катится по земле с постоянной скоростью. Игроки перепрыгивают через катящийся мяч на одной или двух ногах. Проводится как соревнование: побеждает тот, кто сделает больше прыжков от лицевой до центральной или противоположной лицевой линии.
  16. Прыжки через барьеры с ловлей и передачей мяча. Игрок перепрыгивает через 10-12 барьеров, стоящих подряд. Во время каждого прыжка он ловит и отдает мяч.
  17. Прыжки через гимнастические скамейки с ведением мяча. Прыжки выполняются на одной или двух ногах, боком или спиной.
  18. Игрок совершает рывок на 5-6 м с ведением мяча, а затем, подпрыгивая с подкидного мостика, стоящего под кольцом, забивает мяч в кольцо сверху.
  19. То же, что и упр. 18. Перед броском игрок выполняет в воздухе поворот на 90 или 130°.
  20. Прыжки через гимнастическую скамейку с одновременными передачами в стену. Выполняются одним или двумя мячами.
  21. Ходьба по гимнастическому бревну с одновременным жонглированием двумя мячами.
  22. Прыжки через скакалку с ведением мяча. Крутящие скакалку тоже ведут мяч.
  23. Прыжки через длинную скакалку в парах с передачами мяча. Крутящие скакалку игроки тоже отдают пас друг другу.
  24. Прыжки через скакалку с бросками по кольцу. Прыгающий через скакалку игрок находится на расстоянии 4-5 м от кольца. 2-3 игрока поочередно подают ему мячи. Ловля передачи и бросок по кольцу выполняются в одном прыжке.
  25. Броски по кольцу после быстрого ведения с поворотом на 90 или 180°.
  26. Бросок по кольцу сверху после прыжка с двух ног с максимально дальнего от кольца расстояния.
  27. Игрок выполняет два шага после быстрого ведения и делает два оборота мячом вокруг корпуса.
  28. Два игрока находятся на противоположных линиях штрафного броска. По сигналу тренера они выполняют кувырок вперед и совершают рывок к центру поля, где лежит мяч. Игрок, завладевший мячом, атакует указанное тренером кольцо.
  29. Игроки команды делятся на две группы и встают на противоположные линии штрафного броска лицом к щиту. По сигналу тренера первые игроки каждой колонны бьют мячи в щит и бегут к противоположному щиту, чтобы успеть на добивание. Добивание мяча в щит можно выполнять только в одном прыжке. В центре поля игроки выполняют кувырок вперед.
  30. Игрок делает рывок от центра поля к линии штрафного броска спиной вперед, на штрафной линии выполняет кувырок назад. Тренер, стоящий на лицевой линии, пасует мяч с отскоком от пола так, чтобы игрок сумел получить его после кувырка.
  31. Игрок находится на линии штрафного броска спиной к кольцу, выпрыгивает, бьет мяч в пол между ногами так, чтобы он отскочил за спину. При приземлении игрок разворачивается, догоняет мяч и забивает его в кольцо броском сверху (для низкорослых игроков — слабой рукой).
  32. То же, что и упр. 31. Упражнение выполняется двумя мячами.

Ну вот теперь мы с Вами знаем, как развивать ловкость у баскетболистов. Удачных Вам тренировок и до скорых встреч на страницах этого сайта!

Быть ловким — это значит уметь двигаться быстро и скоординированно, оптимальным образом реагируя на меняющиеся внешние условия. Ловкий человек способен рационально и быстро решать любые двигательные задачи. Как и всякое физическое качество, ловкость можно улучшить специальными упражнениями.

Как развить зрительную реакцию и скорость

Тут как нельзя лучше подойдут игры знакомые с детства. Например, «камень — ножницы – бумага» или «чет – нечет». Объяснять правила игры про камень и ножницы не стоит. Эта игра знакома с детства, особенно по непередаваемым ощущениям в случае проигрыша. Единственная оговорка и поправка – в самом проведении мероприятия. В обычной дворовой игре все участники одновременно выбрасывают свои «фигуры», а при тренировке реакции инструктору нужно давать обучаемому некоторую фору во времени для принятия правильного решения.

А вот что такое «чет – нечет», стоит объяснить. Здесь распределяются роли: есть ведущий и ведомый. Задача ведущего – выбросить любое произвольное количество пальцев. Например, два – это четное число. Ведомый в свою очередь должен выбросить на пальцах любое нечетное число.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: